5, Февраль 2021

«Вузы договорились о единых стандартах взаимодействия цифровых сервисов»

Что позволит высшей школе совершить цифровой скачок к 2023 году, РБК+ рассказал ректор Тольяттинского госуниверситета Михаил Криштал.

— Насколько остро сейчас стоит вопрос цифровизации высшей школы?

— В целом отечественная вузовская система достаточно устойчива ихорошо показала себя вовремя пандемии. Набазовом уровне университеты оказались готовы кподобным форс-мажорам, авысокий уровень цифровизации страны, включая средний уровень компетенций населения, помог справиться даже лучше многих других высокоразвитых стран. Но разрыв вцифровизации между вузами огромен, иэто неможет неприводить квнутренним напряжениям всистеме.

Врядли можно найти хоть один университет, укоторого неоцифрованы самые базовые процессы— документооборот или бухгалтерия. Аесли учесть вынужденный перевод занятий вонлайн, тоцифровыми могут показаться практически все вузы. Однако этого недостаточно. Использование идаже создание онлайн-курсов неделает университет цифровым.

— К 2023 году все вузы должны внедрить элементы модели цифрового университета. Что собой представляет цифровой университет?

— Цифровым является университет, который прошел точку цифровой необратимости. Тоестьтот, укоторого несводимые каналоговым цифровые технологии встроены восновные бизнес-процессы. Такой вуз впринципе неможет функционировать иразвиваться вне цифрового контекста, принципиально неможет вернуться каналоговому функционированию без потери управляемости, потери финансовых потоков ирынков, тоесть без фактического разрушения самой организации. Ноальтернативного пути нет— если весь мир становится цифровым, тоаналоговым организациям внем просто нет места. Наверное, университеты — одни изпоследних аналоговых бастионов.

Как мне видится, элементы цифрового университета, окоторых идет речь вфедеральном проекте «Кадры для цифровой экономики»,— это совокупность цифровых сервисов, процессов иданных, принципиально меняющих основные бизнес-процессы вузов: образовательную, научную иинновационную деятельность.

Для создания иполноценного внедрения цифровых сервисов ипроцессов вуниверситете нужна современная ИТ-инфраструктура (серверы, компьютеры, сети, базовое ПО). Ноеще важнее— люди, обладающие соответствующими цифровыми навыками, тоесть, посути, развитая цифровая культура.

Мы вТГУ разработали матрицу цифровой зрелости организации, представляя еев виде пяти взаимосвязанных слоев: базовая ИТ-инфраструктура, данные, процессы, интерфейсы ссервисами илюди. Покаждому изэтих слоев может быть разный уровень цифровой зрелости. Всегочетыре уровня. Более того, водном университете цифровая зрелость вразличных подразделениях или уразных направлений деятельности обязательно будет неодинаковой. Проблемы возникают, когда такие разрывы оказываются слишком большими. Поэтому важны точная оценка цифровой зрелости играмотное управление, основанное наданных изнаниях.

Говорить отом, что университет цифровой, намой взгляд, можно, когда повсем основным видам деятельности оннаходится натретьем уровне цифровой зрелости иначинает заходить начетвертый.

— Расскажите обопыте цифровизации Тольяттинского госуниверситета.

— ТГУ более десяти лет занимается цифровизацией образовательного процесса. Можно выделить несколько основных этапов. В2011 году, вчастности, университет перешел кархитектуре интегрированных между собой промышленных систем (ERP, CRM, LMS, ECM и других) исамостоятельно разрабатываемых сервисных решений. Параллельно мызапустили создание единой базы данных.

У нас выстроена система обеспечения целостности данных, генерируемых вобразовательном процессе. Более 400 скриптов (ботов) следят заданными идают подсказки сотрудникам поих исправлению, что позволяет сохранять количество ошибок науровне, близком к нулю кконцу каждого рабочегодня. Аэто обязательное условие для управления наоснове данных.

С 2015 года унас сформирована ИТ-инфраструктура для онлайн-сопровождения студентов-заочников. Тогдаже мыразработали собственный стандарт онлайн-обучения иначали создавать инфраструктуру для производства электронного образовательного контента ипроведения онлайн-занятий. Вэтом году мызапустили единую систему для онлайн-сопровождения всех студентов.

Это потребовало полной перестройки образовательного бизнес-процесса иструктуры университета. Например, мысоздали единый деканат, который позволяет работать спочти 19тыс. студентов извсех регионов России, атакже 23стран мира. Call-центр деканата обрабатывает 100% звонков, асредний уровень ожидания решения вопроса за прошедший год сократился с45до 10минут. Автоматизированная система заменяет около 250 сотрудников, которые необходимы для сопровождения обучающихся онлайн студентов, 90% изкоторых учатся поиндивидуальным учебным планам.

Главное, что эта система масштабируема. Мывывели еена рынок под брендом «Росдистант». Впрошлом году проект получил первое место наконкурсе «Проектный Олимп» Аналитического центра при правительстве РФв номинации «Управление проектами всистеме высшего образования инауки».

— Согласно вашей матрице цифровой зрелости накаком уровне находитсяТГУ?

— В образовательном процессе повсем слоям матрицы ТГУ вышел натретий уровень— уровень цифровой управляемости, апо степени цифровизации данных— начетвертый, тоесть мыуже пришли кцифровой необратимости.

В ближайшие пять—десять лет цифровизованы будут все процессы университета— это наш приоритет. Обэтом мызаявляли еще допандемии, в2018 году, когда получили поддержку заявки настатус федеральной инновационной площадки (ФИП) спроектом «Цифровая трансформация процессов университета— Умный университет». В2020 году наша ФИП была признана одной излучших встране.

— Какова задача консорциума «Цифровые университеты», созданного повашей инициативе?

— Вузы тратят много сил исредств наразвитие собственных ИТ-решений, а предполагаемые решения для образования плохо стыкуются между собой и с различными вузовскими ИТ-архитектурами. Несмотря наочень хороший уровень самих решений, финансовые ивременные затраты наих интеграцию неоправданно высоки. Только объединение усилий вузов друг сдругом позволит ускорить процесс цифровизации исэкономить средства. Аглавное— добиться конкурентного преимущества намеждународном рынке образования.

Наша инициатива нашла отклик удругих вузов ииндустриальных партнеров. Мыдоговорились оразработке единой информационной модели университета, единых реестров процессов, цифровых сервисов ибазовых ИТ-сервисов, атакже пакета стандартов взаимодействия вузовских сервисов ипрограммных продуктов.

ТГУ уже разработал первые версии реестров университетских данных, процессов исервисов. Сейчас вэтом реестре 172 сервиса, втом числе еще не созданные или требующие актуализации, номы думаем, что ихколичество впроцессе работы вырастет примерно до250.

Матрицу цифровой зрелости вконсорциуме мынамерены довести дополноценной системы оценки цифровизации счетким набором критериев. Это позволит университетам принимать обоснованные решения, начем сосредоточить свои ресурсы иусилия.

В консорциум вошли 18 вузов-участников, шесть индустриальных партнеров иодин научный— Университетский консорциум больших данных.

— В чем преимущества единых стандартов цифровизации?

— Единые стандарты позволят вузам разрабатывать ипродавать свои решения друг другу, легко интегрируя ихв свою ИТ-архитектуру. Появится возможность стыковать между собой крупные пакетные ИТ-решения иотдельные сервисы, которые могут делать независимые разработчики, втом числе студенты. Для реализации этих возможностей предполагается создать соответствующий маркетплейс.

Мы предполагаем, что функцию сертификации разрабатываемых цифровых решений может взять насебя регулятор влице МинобрнаукиРФ, если ненапрямую, точерез центры сертификации.

Появятся условия для формирования нового рынка совместимых цифровых решений для высшего образования, регулируемого через стандарты исертификацию, ане через администрирование. Хорошо проработанные стандарты— это непросто компромисс, это всегда двигатель для всей индустрии.

Яркий пример— разработанный консорциумом Всемирной паутины стандарт HTML5, который положил конец войне браузеров. Причем администрируют этот консорциум тоже вузы.

Источник